tedmikels-233x300

Интервью с Тедом Майкелсом

Тед Майкелс рассказывает о сотрудничестве с Рэем Деннисом Стеклером и о тяготах малобюджетного коммерческого кинопроизводства. «Пожалуй, это был самый трудный монтажный период за все 60 лет, что я занимаюсь производством фильмов и их монтажом…»

Это небольшое интервью с культовым американским независимым режиссером Тедом Майкелсом («Астрозомби» (1968), «Трупорубы» (1971) и др.) проливает свет на одну забытую, но весьма интересную страницу кинематографа — его сотрудничество с другим не менее культовым и не менее независимым американским режиссером Рэем Деннисом Стеклером (1938-2009), постановщиком таких известных фильмов, как «Невероятно странные существа, переставшие жить и ставшие запутавшимися зомби!!?» (1964), «Рэт Пфинк и Бу Бу» (1966) и прочих. В Голливуде не так редки случаи, когда фильм начинает снимать один режиссер, но из-за «творческих разногласий» он уходит, и заканчивает работу кто-то другой, однако такие ситуации менее ожидаемы в мире независимого эксплуатационного кино: если режиссер сам продюсирует свой фильм, он вряд ли пригласит кого-то вместо себя, если же опытный режиссер снимает для продюсера, то обычно они оба ставят эффективность съемочного процесса выше личных амбиций. Тем интересней случай «Боевой кошки» (War Cat) или «Ангела мщения» (Angel of Vengeance) (возможно, фильм выходил на видео в англоязычных странах под разными названиями). Это невысокого технического качества боевик о том, как молодая симпатичная девушка где-то в американской глубинке воюет с отрядом агрессивных вооруженных выживальщиков. В титрах в качестве режиссера указан режиссер с солидным стажем Тед Майкелс, да и стилистически фильм не имеет ничего общего с самобытными работами Стеклера, однако в ряде источников Стеклера называют сорежиссером. Более того, в нескольких эпизодах можно видеть байкеров в футболках с надписью «Thrill Killers» — а ведь так назывался один из лучших фильмов Стеклера, безумный черно-белый триллер о безумных убийцах. Вызывает удивление не только предполагаемый факт сотрудничества этих двух постановщиков, но и то, что они снимали этот фильм для посторонних продюсеров. Чтобы прояснить ситуацию я обратился к Теду Майкелсу.

Хорошо ли вы знали Стеклера?

Я был хорошо знаком с Рэем — с тех пор, как мы жили в Голливуде, еще с 1967 года.

Расскажите о создании этого фильма и о вашей совместной работе со Стеклером.

На самом деле, когда Рэй начинал работу над «Ангелом мщения», он УМОЛЯЛ меня поехать с ним в качестве начальника производства (production supervisor). Я ему сказал, что мне нечего делать на съемочной площадке, на которой я не являюсь режиссером, но все же я согласился ему помочь. Все, что было сделано за два первых съемочных дня — это несколько кадров с парнями на мотоциклах. В течение этих двух дней Рэй ужасно сильно рассорился с продюсерами, они его уволили, а меня попросили занять его место. Я так и сделал и фактически спродюсировал фильм для Джеффа Хога (Jeff Hogue), который пожелал быть единственным продюсером в титрах. Я работал над этим фильмом почти год, причем на натуре мы работали месяц, снимая ежедневно. На этих съемках я даже поставил своего рода рекорд, подготовив 127 съемок в течение одного дня. А когда фильм был снят меня попросили заняться монтажом. Джефф Хог настоял, чтобы в фильме остались сцены со злыми мужиками, которые без причины убивают людей. Я возражал, но это был его фильм, так что я все это оставил.

warcat-maniac-e1311942521681
Пара маньяков.
Кадр из фильма «Warcat».
Как бы там ни было, звуковая дорожка намагнитилась (из-за рентгеновских аппаратов) прежде, чем я взялся за монтаж, поэтому следующие несколько месяцев я занимался синхронизацией каждого произнесенного слова, используя для чтения по губам тройное увеличительное стекло. Пожалуй, это был самый трудный монтажный период за все 60 лет, что я занимаюсь производством фильмов и их монтажом. Когда Рэя уволили, я ему сказал, что продюсеры попросили меня занять его место, но что я не стану этого делать, если он не захочет, ведь в конце концов это именно он позвал меня следить, чтобы в процессе съемок все шло гладко. Рэй сказал, что они с Кэтрин [вторая жена Стеклера, свадьба состоялась в 1986 году, — И.М.] уезжают, и что он не против, если я займусь этой работой. И вот тогда я и провел почти год своей жизни, работая над этим фильмом. Я действительно ощущал, что мне должна принадлежать хотя бы половина прав на фильм, раз я его создал, но мне выделили гораздо меньший процент, от которого я так никогда не получил и цента. Такова тяжелая участь «художника». Полагаю, вы были на моем сайте (www.tedvmikels.com). «Боевая кошка» представлена как образец моей работы, но продавать я ее не могу, поскольку она мне не принадлежит.

vlcsnap-thrill2-e1311942544256
Надпись «Thrill Killers» – авторская метка Рэя Денниса Стеклера.
Кадр из фильма «Warcat».

Почему фильм не получил прокатное удостоверение для выпуска на видео в Великобритании?

Полагаю, оставшиеся в фильме бессмысленные убийства были причиной того, что в Великобритании он не прошел цензуру.

Вы были знакомы со Стеклером почти 40 лет, работали ли Вы с ним на каких-либо других проектах? Или Вы были просто друзьями?

Нет, меня не впечатляли фильмы, которые делал Рэй, поэтому я никогда не участвовал с ним в совместных проектах.

Почему Стеклер снимал фильм для неких продюсеров? Мне казалось, что к тому времени он сам продюсировал все свои фильмы. Правильно ли я понял, что сценарии «Ангела мщения» и «Боевой кошки» сильно различались?

На самом деле, за пару лет до того Джефф Хог обратился ко мне с идеей снять профессиональный фильм на 35мм пленку. Я ему сказал, что это будет стоить примерно 240 тысяч долларов. Несколько лет спустя Джефф пообщался с Рэем, и тот ему сказал, что он сможет снять фильм всего за 40 тысяч долларов, но только на 16мм пленку. Рэй связался со мной, поскольку я к тому времени переехал из Голливуда в Лас-Вегас. [Стеклер жил в Лас-Вегасе с 1969 года — И.М.] Я сказал Рэю, что ВСЕ мое оборудование было 35-миллиметровым, и что мне не интересно делать какие-то 16мм фильмы. Я договорился с ним и с Джеффом об использовании моих 35мм камеры и 35мм оборудования, а так же я согласился занять должность начальника производства. Поскольку с Джеффом работал Рэй, он назвал ему стоимость примерно 80 тысяч долларов. Но еще до начала производства между ними возникли разногласия из-за изменения сметы. Теперь Рэй называл Джеффу цифру в 120 тысяч долларов, и тогда-то начались сложности. Всего после двух дней на натуре Джефф и его сопродюсер уволили Рэя и попросили меня занять его место, об этом я уже говорил. Джефф расспрашивал о всякого рода вещах — могу ли я их сделать. Я сказал Джеффу, что могу сделать все, за что он готов заплатить. Почти каждый день Джеффу в голову приходили новые идеи, не связанные со сценарием, купленным у Гари Томпсона (Gary Thompson), который до сих пор пишет для местной газеты. Я помогал придумывать сцены, сочинял реплики для актеров прямо на съемочной площадке, и мы снимали. После того, как мы вернулись из Калифорнии с горной натуры, я самостоятельно снял ряд сцен здесь, в Лас-Вегасе. Более того, я на собственной земле построил декорации тюрьмы и «хижины»-штаба. Внутри этой хижины жара однажды достигла 53 градусов Цельсия, это были тяжелые съемки. Полная стоимость фильма оказалась равной 238 тысяч долларов, в точности столько, сколько я сказал Джеффу за несколько лет до того. Джефф всегда говорил мне, что считает меня не просто другом, но почти отцом.

Кто такая Джанина Пойнтер, исполнившая главную роль в фильме? Больше она нигде не снималась. Она была спортсменкой?

Джанина разносила коктейли в одном казино в Вегасе, там ее и приметили Джефф со своим партнером. Партнер Джеффа уговорил ее сняться в фильме, хоть она никогда и нигде не играла, даже в спектаклях, не говоря уже о том, чтобы появляться перед камерой. Я режиссировал все сцены с ней, за что она меня чрезмерно благодарила.

vlcsnap-poynter-e1311942564558
Джанина Пойнтер.
Кадр из фильма «Warcat».

А сейчас я тороплюсь вернуться к монтированию моего текущего проекта «Астро зомби: М3 — клонированные», я надеюсь подготовить его к релизу в феврале или около того. Создание фильма отнимает много времени, как вам, наверное, известно.

Беседовал: Илья Мутигуллин
Декабрь 2009 г.